Шантрапа – просторечие, означающее «никчемный, негодный человек», «всякий сброд», «пройдоха». Так называется если не автобиографический, то автопсихологический фильм Отара Иоселиани, снятый в 2010 году.
Главный герой – тоже грузин, тоже режиссер и тоже уезжает во Францию. Однако разница между ними существенна: «Во Франции я снял все, что хотел. Это Нико не смог снять. В Грузии, в Советском Союзе я тоже снял все, что хотел. Это мой герой не смог». Тема творчества разворачивается на фоне мотивов непризнанности вне зависимости от географии, поиска собственного художественного метода и искусства в контексте повседневности. На родине – цензура, в Европе – «арт-рынок» и бюрократия. Невысказанность мучительна для каждого художника, и, когда само устройство мира не дает ему свободы творчества, получается романтический конфликт.
По поводу неожиданного финала, вытекающего из этого конфликта, многие строят догадки. Из-за него «Шантрапа» выбивается из ряда французских фильмов, снятых Иоселиани. Приглашаем вас поразмышлять над этим вместе!
____________
Отар Давидович Иоселиани – грузинский и французский режиссер. Он является одним из самых ярких представителей свободолюбивой интеллигенции своего времени, чье искусство стало известно далеко за пределами Советского Союза. «Космополитизм» режиссера отражается не только в местах его проживания и творческой деятельности. Кинокритики, коллеги и другие ценители фильмов режиссера отмечают особую «вненаходимость» снятых им картин: Иоселиани сознательно конструирует универсальный киноязык со своей интонацией, грамматическими основами, эпитетами, тропами и т. д. Его может понять каждый человек, потому что мостами для понимания становятся ткань людских взаимоотношения и всеми переживаемого опыта радости и горя. О своей кинокартине «Охота на бабочек» (1992) он говорит: «Воздух, из которого был соткан тот мир, сам по себе представлялся мне хрупким, тленным, исчезающим. И ткань человеческих взаимоотношений была для меня столь ценна, что я считал нужным сообщить об этом, чтобы все это не исчезло. Это уже не повторится, это уже архивный документ».
Особый период творчества Иоселиани, ознаменованный фильмами, которые мы вам покажем, связан с Францией, где он начал работать с 1980-х. Предлагаем вам ознакомиться с творчеством режиссера в ретроспективе:
суббота 19 марта 20.00 – Охота на бабочек (1992)
среда 23 марта 20.00 – Утро понедельника (2002)
понедельник 28 марта 20.00 – Шантрапа (2010)
пятница 1 апреля 20.00 – Зимняя песнь (2015)
понедельник 4 апреля 20.00 – Разбойники. Глава VII (1996)
Москва
улица Правды 24с11
Показать на карте
Уже есть билет
Восстановить
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.