«Сад земных наслаждений» — самая масштабная и необычная из сохранившихся работ Босха. Изображение по форме похоже на алтарный образ, но едва ли когда-то стояло на алтаре. На его левой створке райский сад, на правой — преисподняя. Между ними перед взору зрителя открывается зеленый пейзаж, заполненный нагими мужчинами и женщинами, которые предаются любви, ездят верхом на фантастических животных и вгрызаются в колоссальных размеров фрукты. Что это? Человечество, погрязшее в пороках? Но почему этот мир столь безмятежен? Или, наоборот, эра безгрешной радости, гармония человека и природы, утраченное блаженство — но тогда почему справа Босх изобразил адские муки?
История изучения этого триптиха связана с конфликтами интерпретаций. Разнонаправленные, а порой противоположные трактовки объясняются тем, что до Босха никто не писал ничего подобного. Пытаясь «прочесть» этот беспрецедентный триптих, исследователи разбирают его на детали и ищут их истоки в средневековой иконографии, анализируют то, как они соотнесены друг с другом, и выстраивают перекличку с другими работами Босха. Я предлагаю вглядеться в устройство «Сада» и проследить историю его толкований с XVI по XXI века.
Михаил Майзульс
_________________
Михаил Майзульс, историк-медиевист, старший научный сотрудник РГГУ, соавтор книги «Страдающее Средневековье: Парадоксы христианской иконографии», автор книг «Мышеловка св. Иосифа. Как средневековый образ говорит со зрителем», «Между Христом и Антихристом. Поклонение волхвов Иеронима Босха», «Воображаемый враг: Иноверцы в средневековой иконографии» и «Идол, защищайся! Культ образов и иконоборческое насилие в Средние века», лауреат премии «Просветитель».
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.