В музеях старой европейской живописи сохранилось немало суровых портретов, созданных в XV–XVI веках. Присмотревшись внимательно, мы увидим, что на некоторых из них руки персонажей как будто лежат на рамах, а кончики пальцев выходят к нам, в пространство зрителя. По бордюрам изображения ползут улитки, а на головных уборах господ и дам сидят мухи, которых хочется смахнуть или прибить. Но нельзя — ведь они нарисованы.
Такие приемы, далекие предки 3D, принято называть trompe l’oeil, «обманом для взгляда». Они родом еще из Античности, но стали особенно популярны на исходе Средневековья. Изобретательные «обманки» размывали границы между изображением и реальностью, вовлекали зрителя в перекличку иллюзий, учили и предостерегали. Что именно они ему говорили, как изображения обманывали, как на них изображали обман и зачем требовались эти игры?
Михаил Майзульс
___________________
Михаил Майзульс, историк-медиевист, старший научный сотрудник РГГУ, соавтор книги «Страдающее Средневековье: Парадоксы христианской иконографии», автор книг «Мышеловка св. Иосифа. Как средневековый образ говорит со зрителем», «Между Христом и Антихристом. Поклонение волхвов Иеронима Босха», «Воображаемый враг: Иноверцы в средневековой иконографии» и «Идол, защищайся! Культ образов и иконоборческое насилие в Средние века», лауреат премии «Просветитель».
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.