Художественная культура Индии: древность и средневековье

Курс «Художественная культура Индии: древность и средневековье» предполагает изучение искусства Индии как самобытной художественной традиции в ее неразрывной связи с мифом и ритуалом. Здесь произведение искусства является не просто объектом эстетического созерцания и любования, но прежде всего отражает образ мира во всей его полноте и глубине.

Искусство и культура 16+

Мы будем рассматривать произведения индийского искусства как особый вид художественных текстов, созданных «индийцами», чтобы фиксировать информацию об окружающем мире, обрабатывать и кодировать ее, адресуя затем потомкам.

В курсе будут рассмотрены не только эстетика формы и стиля, и мифологические универсалии древних религий Индии (индуизма и буддизма), но и основные художественные модели индийского искусства, которые, развиваясь, станут актуальными и для других регионов мира: стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Хронологически курс охватывает обширный период – с III тыс. до н. э. до XVIII в., который представлен как последовательная смена эпох древности, раннего, зрелого и позднего средневековья.  

 

10 октября, 19:00 — Художественная культура Индии древнейшего периода

На лекции речь пойдет о древней цивилизации долины реки Инд середины III – середины II тысячелетия до н. э. и культуре Индии эпохи вед. Лектор расскажет о путях развития и процессах формирования индийской цивилизации, об основных проблемах искусства данного периода – синтезе двух совершенно непохожих, этнически разных культур: хараппской и древнеарийской. Вы узнаете о мифологических моделях и художественных особенностях индийского искусства, архитектуре древнего города Махенджо-Даро, реконструкции архитектурных построек эпохи вед.

 

24 октября, 19:00 — Ранний буддизм: история, доктрина и ее художественное воплощение

Формирование буддийской религиозной традиции положило основание нового, буддийского искусства. Вы узнаете о формировании символического художественного языка, который воплощается в произведениях архитектуры и пластики, о том, как буддизм, ставший основным религиозным течением империи Маурьев, влияет на развитие архитектурных типологий, определяющих функцию архитектурно-скульптурного объекта, символику и стиль его форм. На лекции пойдет речь о типологии раннебуддийской архитектуры: что такое стамбха, ступа, как строится скульптурный рельеф и оформление торан (ворот) ограды ступы. Вы узнаете об истории, структуре и художественном оформлении основных памятников периода: колоннах — стамбхах эпохи царя Ашоки, «Львиной капители» из Сарнатха, большой ступе в Санчи, рельефах ступ в Бхархуте и Санчи. 

 

7 ноября, 19:00 — Буддийский пещерный монастырь: архитектура, скульптура, живопись  

Лекция посвящена архитектуре буддийского пещерного монастыря, который представляет собой архитектурно-пластический ансамбль. Будут затронуты вопросы происхождения форм и типов монастырских сооружений. Отдельного внимания заслуживает проблема пластического оформления архитектурного пространства и символика его форм. Вы познакомитесь с развитием этого вида буддийской архитектуры, его типологией и эволюцией: пещерой Ломас Риши, ранней чайтьей в Бхадже, классической чайтьей в Карли, вихарами в Насике и Аджанте.

 

14 ноября, 19:00 — Монументальное искусство Индии эпохи развитого буддизма

На лекции речь пойдёт об основных школах монументальной скульптуры древней Индии (Гандхара, Матхура, Амаравати). Лектор расскажет о формировании в I-IV веках нашей эры антропоморфного образа Будды, вопросах формирования канона буддийской пластики, обсуждавшихся на первых буддийских соборах, утверждении «пантеона» буддизма, разработке основных иконографических схем изображения Будды и бодхисатв, которые со временем распространились по всей Индии и в странах Южной, Юго-восточной и Восточной Азии. Вы узнаете об основных памятниках рассматриваемого периода: о буддийском монастыре Тахт-и-Бахи (Гандхара) и его знаменитых статуях, скульптуре Будды из Катры (Матхура), рельефах ступы в Амаравати и многом другом.

 

5 декабря, 19:00 — Классическая эпоха Гуптов: культура и искусство

IV – VI века нашей эры – рубежный период в культуре древней и средневековой Индии, когда на основании всех предшествующей традиции формируется понятие классического образца искусства. В эпоху империи Гуптов систематизируется основное гуманитарное наследие древнеиндийской цивилизации: создаются тематические трактаты, фиксирующие традиции художественного творчества, в искусстве параллельно развиваются, взаимодействуя друг с другом, художественные образы буддизма и индуизма. В рамках индуистской доктрины, которую поддерживают правители, формируются космогонические модели и художественные формы, которые на века определят традиции и облик искусства индуизма. На лекции вы узнаете о формировании индуистского храма с башней-шикхарой: его архитектуре и скульптурном оформлении. Вы познакомитесь с историей и архитектурной эстетикой храма бога Вишну в Деогархе, храма богини Дурги в Айхоле и храма Махабодхи в Бодх-гае, а также с индуистской пластикой: статуей Трехликого бога Брахмы, статуей бога Вишну, статуей бога Шивы-Лингараджи. 

 

19 декабря, 19:00 — Синтез искусств в памятниках позднего буддизма

Эпоха Гуптов для искусства буддизма – период последнего расцвета, ярчайшим памятником которого является пещерный монастырь в Аджанте. Этот буддийский монастырь сыграл огромную роль в распространении буддизма за пределами Индии, так как в художественном и образовательном плане был университетом, где обучались монахи со всей Азии. На лекции вы узнаете, что этот масштабный комплекс, создававшийся в течение нескольких сотен лет, отражает уникальный синтез архитектуры, скульптуры и монументальной живописи, которая в целом почти не сохранилась. Вы также познакомитесь с поздней буддийской скульптурой, например, со знаменитыми статуями Будды из Сарнатха, которые воплощают классический стиль эпохи Гуптов.

 

Автор курса и лектор

Вязовикина Кира Александровна, автор учебной программы «Искусство Востока» для студентов по специальности «культурология». Закончила отделение Истории искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, работала в Отделе Древнего Востока Института Востоковедения РАН, преподавала и читала лекции в высшей Школе культурологии (МГУК), в МГУ им М.В. Ломоносова, в РГГУ, в учебном центре при Институте Востоковедения РАН. Кира Александровна является автором научных статей и публикаций.

Поделиться:

Серия событий
Последнее прошло 23 апреля в 19:00

Москва
ул Правды 24с11. Вход со стороны 5й улицы Ямского Поля. Вверх по лестнице в стеклянные двери.
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов